Отзывы клиентов ЦМЗ Альянс
Обратный звонок специалиста
Статистика работы Центра Альянс
Фотографии ЦМЗ Альянс

Школьная травля

Родителей школьников часто волнует вопрос, как избежать ситуаций, когда ребенка обижают в школе, как предотвратить такое положение вещей и как помочь ребенку, который стал жертвой школьной травли.

Прежде всего, стоит разобраться, какие дети чаще других попадает в ситуации, когда сверстники относятся к ним оскорбительно, а то и с откровенной жестокостью. Универсальными характеристиками таких детей можно назвать слабые социальные навыки, низкую компетентность в общении с одноклассниками и, как следствие, отсутствие прочных связей в коллективе. Часто причиной для насмешек становятся особенности внешности (полнота, близорукость и проч.), особенности поведения (высокая импульсивность, замкнутость, заикание и т.п.). Объектами школьной травли во многих случаях становятся послушные, робкие, пассивные дети, дети, которыми вполне довольны взрослые, но которые своим характером провоцируют жестокость сверстников.

В результате того, что ребенка постоянно обижают в среде сверстников, может формироваться депрессивное состояние, страхи. Снижается самооценка, постепенно закрепляется образ себя как неудачника, ребенок попадает в ситуацию, когда он боится проявлять какую — то активность, боится действовать, зачастую даже боится рассказать взрослым о том, что с ним происходит. У ребенка появляются трудности c сосредоточением, мысли о том, что с ним что-то не так. Это очень мучительная для ребенка ситуация и крайне важно помочь ему справится с ней, потому, что вероятнее всего его личные ресурсы недостаточны, чтобы преодолеть ее в одиночку.

Как же понять, что ваш ребенок стал жертвой травли? Если контакт с ребенком хороший, тогда ситуация проста, ребенок прямо расскажет, что его обижают сверстники. Но, как быть, если ребенок, по каким — то причинам скрывает свои проблемы, но, тем не менее, в помощи взрослых нуждается. Существуют косвенные признаки, которые должны насторожить родителей.

Если ваш ребенок хронически находится в подавленном состоянии, регулярно не хочет идти в школу, ссылаясь на состояние здоровья, его вещи постоянно разорваны, потеряны или испачканы, он не упоминает об одноклассниках, не знает к кому обратиться, чтобы узнать домашнее задание — все это поводы насторожиться, возможно, ребенок подвергается жестокому обращению со стороны одноклассников. Безусловно, каждый отдельный признак, не может служить индикатором того, что ситуация неблагополучна, но несколько признаков — повод задуматься о состоянии ребенка. Если у вас возникли подозрения, лучше не спрашивать прямо об отношениях с ребятами, лучше спросить о том, как ваш ребенок проводит время на переменах, кто из ребят ему нравится, а кто нет. В результате таких вопросов можно получить довольно ясную картину того, что происходит в школе. Важно задавать эти вопросы дружелюбно, демонстрировать ребенку свое участие, желание помочь и готовность слушать его мнение и оценки. Категорически следует избегать давления на ребенка, с целью выяснить правду, это дополнительно травмирует его и усугубит и без того неприятную ситуацию. Можно поговорить с учителями, они обычно в курсе того, кто в коллективе находится в изоляции, обычно именно такие дети становятся жертвами травли сверстников.

Узнав о ситуации подробнее, имеет смысл не предпринимать необдуманных шагов, а по возможности трезво оценив ситуацию, совместно с ребенком наметить план действий. Одной из причин, по которым дети скрывают от родителей свое положение в коллективе, являются опасения, что родители своими активными и неуместными действиями еще больше это положение ухудшат. Например, родителям может казаться, что самый лучший способ — это сделать выговор детям, которые ведут себя жестоко или поговорить с их родителями. Однако, именно этого может опасаться ребенок, его положение в коллективе в результате может стать еще более мучительным. Во-первых, он становится теперь еще и доносчиком, маменькиным сынком, что явно его статус в группе не улучшает. Во-вторых, издевательства в таком случае могут стать более изощренными, скрытыми, усилится психологическое давление, дети могут угрожать расправой за жалобы. Ребенок все это чувствует интуитивно и предпочитает молчать. Задача взрослых дать понять ребенку, что искать помощи хорошо и правильно и что эта самая помощь будет оказана ему не в виде «медвежьей услуги», а в соответствии с его представлениями о ситуации, с его видением путей решения. Конечно, у взрослого больше опыта, он больше понимает, но не стоит действовать, не посоветовавшись с ребенком, в конце концов, ребенок лучше всех понимает все нюансы ситуации, он в ней живет, хотя и не всегда может хорошо обо всем рассказать.

Если ситуация еще не слишком тяжелая, можно попытаться справится просто поддерживая ребенка разными средствами, о которых речь пойдет ниже. Однако, в ситуации, когда ребенок длительно подвергается серьезному физическому и эмоциональному насилию, первое, что нужно сделать — это удалить его из травмирующей обстановки. Это может быть перевод в другую школу или, если это невозможно, временный перевод ребенка на домашнее обучение. Смена коллектива и школы нужна для того, чтобы была возможность строить новые отношения с детьми без клейма «изгоя», образа, который очень трудно разрушить. Кроме того, обстановка, в которой происходила травмирующая история, уже сама по себе является причиной для страданий ребенка, запускает у него все те же реакции, заставляет действовать стереотипно, мешает видеть новые пути выхода из конфликтов, приводит к бесконечному воспроизведению неудачных стереотипов поведения. Однако, нужно учесть, что и в новом месте ребенка могут ожидать похожие трудности. С одной стороны, адаптация в новом коллективе связана со стрессом, особенно если учесть психологическое состояние ребенка, подвергавшегося давлению сверстников. В то же самое время, велика вероятность, что в новом коллективе сложится похожая ситуация из-за тех стереотипов общения, которые свойственны ребенку и которые мешают устанавливать желательные отношения со сверстниками. Эти стереотипы могут создать вокруг ребенка ту же атмосферу отчуждения, в которой он был в предыдущем коллективе. Поэтому, при переводе в другую школу, важно оказывать ребенку поддержку в анализе его способов общения и выработке подходящих стратегий для установления связей в коллективе, стратегий решения конфликта.

За помощью в решении этой задачи можно обратиться к психологу. Психологическая помощь, кроме прочего, поможет ребенку преодолеть последствия психологической травмы. Если же родители решают, что будут справляться с проблемой самостоятельно, то имеет смысл обратиться к специальной литературе по этой тематике или периодически консультироваться со специалистом в области детской психологии. Для ребенка травля в школе — серьезное испытание, которое может иметь отдаленные последствия, влиять на формирование его взаимоотношений с людьми в течение всей жизни. Учитывая серьезность этой проблемы и ее возможные последствия, лучше подходить к задаче помощи ребенку, обладая необходимыми знаниями и со всей возможной деликатностью.

В случаях, когда ситуация не слишком драматична и родители считают возможным оставить ребенка в том коллективе, где отношение к нему оставляет желать лучшего, имеет смысл действовать в следующих направлениях:

  1. Как уже говорилось, выяснять отношения с обидчиками и их родителями, нужно только заручившись согласием на это самого ребенка. При таком подходе самое главное то, что вы своими действиями не навредите ребенку. Понятно желание родителей встать на защиту своего ребенка и немедленно разобраться с обидчиками. Однако, если много делать за ребенка, вместо него, без учета его желаний, это будет способствовать росту чувства беспомощности, пассивности и низкой самооценке ребенка. Нетрудно догадаться, что такие качества в свою очередь делают ребенка непопулярной фигурой в коллективе, а это именно то, чего хотелось бы избежать. Своей готовностью учесть мнение ребенка и своим уважительным отношением вы дадите ребенку ощущение собственной значимости и силы, а это само по себе может способствовать улучшению ситуации.
  2. Своими действиями родители иногда невольно провоцируют насмешки сверстников. Это может происходить разными путями, например, родители могут одевать ребенка, не учитывая то, как принято одеваться в детском или подростковом коллективе, без достаточного внимания к полу и возрасту ребенка. В других случаях, родители могут настаивать на таком поведении, которое провоцирует насмешки сверстников, или осознанно вкладывать в голову ребенка идею, что он «особенный», «не похожий на других». В некоторых случаях родители порождают конфронтацию, взращивая у ребенка убеждение, что он «лучший», «самый умный», а остальные ниже его и поэтому недостойны того, чтобы на них обращали внимание. Такая система воспитания создает почву для проблем в коллективе и роль родителей при этом очень сильна. Родителям имеет смысл задать себе вопрос — не делаю ли я чего — то такого, что отделяет моего ребенка от ровесников, делает его изгоем?
  3. Не стоит критиковать ребенка за его внешний вид, способности, характер, и, особенно за то, что он не умеет постоять за себя в коллективе. Такое отношение лишь утвердит его в мысли, что с ним что-то не так, и он заслуживает к себе унижающего отношения. Напротив, любыми способами давайте ему понять, что он ценный, значимый и важный. Это повышает самооценку и делает ребенка более устойчивым к давлению сверстников. Ребенок, к которому родители относятся уважительно, знает, что он уважения достоин и сможет постоять за себя в нужный момент.
  4. Многие родители учат «дать сдачи» обидчикам, ответить ударом на удар и таким способом постоять за себя. Безусловно, способность в нужный момент «дать сдачи» — не лишний навык в детском коллективе. Но, нужно понимать, что у такого метода есть ряд ограничений:
    Во-первых, трудно точно дать понять ребенку, какая реакция является адекватной, а какая уже неуместна. Известны случаи, когда дети, регулярно подвергавшиеся насмешкам сверстников, в результате давали столь сильный ответ, что наносили своим обидчикам серьезные травмы. В результате у такого ребенка возникают серьезные неприятности, но уже другого рода.
    Во-вторых, травля редко похожа на честный поединок двух противников, обычно группа детей нападает или дразнит кого — то одного. В такой ситуации дать сдачи трудно физически, кроме того, группа всегда обладает подавляющим воздействием и психологически трудно выбраться из этого воздействия, чтобы дать отпор. Нужно также учесть и то, что обидчики часто физически более развиты, чем жертвы.
  5. Самый важный навык, который ребенку нужно наращивать — это способность выстраивать такие отношения в коллективе, при которых образуется достаточное количество дружеских связей, окружающих ребенка как кольцо и создающих таким образом безопасность. Типичной характеристикой детей непопулярных в коллективах можно считать слабость социальных навыков. Такие дети плохо сходятся с людьми, негибки, плохо понимают настроения окружающих, имеют ограниченный набор реакций в конфликтных ситуациях. Чем более компетентным в общении будет ребенок, тем меньше у него шансов оказаться в роли жертвы школьной травли. Даже в ситуации агрессии такой ребенок сможет создать коалицию, противостоящую обидчикам.
  6. Есть смысл познакомить ребенка с основными стратегиями успеха в коллективе. Далеко не все дети способны конкурировать со своими сверстниками в физической силе, однако есть другие области, в которых можно преуспеть. Один из способов — компетентность в тех областях, которые ценятся в коллективе. Например, ребенок может разбираться в музыке, технике или моде лучше других и это поднимет его статус в коллективе приемлемым, бесконфликтным путем.


Наверное, ситуация, когда ребенок становится жертвой школьной травли — одна из самых неприятных и пугающих для родителей. Есть тенденция целиком обвинять обидчиков в сложившейся ситуации, и это вполне понятно: мало, что ранит так сильно, как жестокость, направленная на ребенка. Однако, потенциальный выход из ситуации состоит в том, чтобы увидеть свою роль в том, что обстоятельства сложились именно так. Такой подход делает изменения ситуации возможными с помощью собственных усилий, в противовес ожиданиям, что изменится весь мир. Такую же установку полезно транслировать и ребенку: веру в собственную силу и способность изменить ситуацию и сделать ее более приемлемой и комфортной для себя.

Приём по этому направлению ведут:

Сальникова Ирина Анатольевна
Сальникова
Ирина Анатольевна

Нейропсихолог, кандидат психологических наук

Жерехов Алексей Борисович
Жерехов
Алексей Борисович

Психотерапевт, психиатр

Мамаева Юлия Владимировна
Мамаева
Юлия Владимировна

Психотерапевт, психиатр

Носова Юлия Андреевна
Носова
Юлия Андреевна

ABA-терапевт, логопед-дефектолог