Отзывы клиентов ЦМЗ Альянс
Обратный звонок специалиста
Статистика работы Центра Альянс
Фотографии ЦМЗ Альянс

Особенности кризиса трех лет

Понятие «кризиса» в психологии не имеет негативного оттенка, оно обозначает сравнительно короткий, зримый и бурный период, в который происходят качественные изменений в структуре личности (т.е. изменения сознания и личности). Так называемый «кризис» подготовлен длительным и скрытым периодом накопления количественных изменений личности.

Кризис развития — качественный скачок, положительный и необходимый период в истории развития каждого человека.
Кризис трех лет считают кризисом первого рождения личности. В этот период ребенок отделяет свое Я как самостоятельное, ребенок должен усвоить понятие социальной нормы, то есть границы дозволенного. В кризисные периоды развития человек претендует на новую систему отношений с окружающими, т.к. он «перерос» старую систему.

Продолжительность и интенсивность протекания кризиса зависит преимущественно от реакции окружения. Описаны особенности, которые характерны для поведения ребенка в период кризиса 3х лет (так называемое «семизвездие»).

Негативизм

Именно негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему актуальному желанию. Ребенок отказывается делать то, о чем мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом.

В сложных случаях, при резком проявлении негативизма, взаимодействие с ребенком может дойти до абсурда: на любое высказывание взрослого, ребенок отвечает наперекор — «Это холодное» — «Нет, это горячее», «Пойдем домой» — «Нет, не пойду». При этом ребенок отвечает отказом на просьбу или требование взрослого даже в том случае, если минуту назад сам страстно желал это сделать.

Негативизм отличается от непослушания. При непослушании ребенок не следует указаниям взрослого, потому, что занят другим делом, более интересующим его в данный момент, то есть он противится содержанию просьбы. Негативизм носит социальный характер, он адресован человеку, а непослушание — содержанию. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию, при непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого.

Негативизм избирателен: ребенок отказывается исполнять просьбы только определенных людей (например, только мамы или только папы). С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребенком — сделать не так как его просят, а наоборот.

Авторитарный стиль взаимодействия с ребенком может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдается строгий приказ (Быстро ешь! Не трогай!)

Упрямство

Упрямство, это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем — либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Например, мама просит ребенка утром встать с постели, а ребенок отказывается это сделать, несмотря на то, что лежать ему давно уже надоело (Сказал не встану, значит не встану!). Это реакция не на предложение встать, а на свое собственное решение — не вставать!

Вставая на позицию «кто-кого» родители усугубляют и закрепляют проявления упрямства и загоняют ребенка в угол, лишая возможности с достоинством выйти из конфликтной ситуации.

Строптивость

Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в жизни ребенка до трех лет. Это скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше. При авторитарном воспитании строптивость является одной из главных черт кризиса трех лет.

Своеволие

Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Так проявляется тенденция к самостоятельности.

Следующие симптомы относятся к симптомам второго порядка.

Протест-бунт

Проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестный характер, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Протест проявляется в частых ссорах с родителями.

Обесценивание

В этом случае обесцениваются старые привязанности к вещам, людям, правилам поведения. Ребенок может употреблять бранные слова, которые не принято произносить в доме. В его речи появляются выражения, которые обозначают все плохое, отрицательное, негативное. И все это относится к тем вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят. Иногда дети обзывают близких людей грубыми словами. Кроме того для ребенка могут потерять ценность еще недавно любимые игрушки, книги и он может их бросать, рвать, ломать.

Деспотизм

Деспотизм чаще всего проявляется в семьях с единственным ребенком. Он изо всех сил старается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Ребенок хочет стать «господином положения».

Кризис трех лет — это кризис социальных отношений ребенка (отношений его с семьей, другими окружающими). Кризис трех лет происходит по оси перестройки взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Начало кризиса — результат длительного процесса. Ядро кризиса — стремление к самостоятельности, ребенок хочет и может проявлять активность — взрослые это стремление ограничивают. Постепенно разрастается противоречие, которое и запускает кризис.

Для самих детей этот кризис очень мучителен, связан с множеством задач, которые ребенок в этот период развития должен решать.

В общении с ребенком в этом периоде желательно избегать угроз и применении силы, т.к. их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления таких черт характера как злоба, упрямство, жестокость.

В период кризиса трех лет ребенок находится на определенной стадии психосексуального развития. В этот период происходит не только осознание своего пола и тела, но и определенные изменения во взаимоотношениях с близкими людьми.

Эмоциональное отношение к матери на этой стадии развития характеризуется амбивалентностью: одновременным сосуществованием агрессивности и потребности в близости. В этот период ребенок может совершать разные агрессивные действия в адрес матери, как бы проверяет ее на прочность — любит ли она его или нет. Если мать (или другой взрослый) жестоко подавляют вспышки агрессии, чересчур серьезно реагируют на проявления агрессии, ребенок начинает чувствовать себя брошенным и нелюбимым. Это в свою очередь возобновит вспышки агрессии и создаст ситуации порочного круга.

Для снятия внутреннего напряжения и отвода агрессивных импульсов в приемлемое русло подойдут игры с водой, песком, камнями, красками, игры типа «построить и разрушить». Подойдут также все игры связанные с «легализированной агрессией» — разрывание бумаги, бросание предметов в мишени, пистолеты, громкие музыкальные инструменты, шуточные «бои» бумажными шариками.

Значимый итог прохождения этой стадии развития — овладевание своими агрессивными импульсами и принятие собственной амбивалентности. Навыки контроля своих эмоциональных импульсов особенно будут важны впоследствии при установлении социальных контактов и создании семьи.

Поведение родителей

Самое распространенная ошибка, которую совершают взрослые в общении с маленькими детьми — это когда они обращаются с ними как с крошечными взрослыми. Как только ребенок научится говорить, ему начинают объяснять, почему ему можно или нельзя что-то делать, логически убеждают вести себя по — другому.

Важны определенные и однозначные правила для малыша, это обеспечивает ребенку чувство психологической и эмоциональной безопасности. Важным моментом поведения родителей должна быть последовательность и предсказуемость их действий. Запреты должны иметь постоянный характер, не зависящий от настроения родителей или других обстоятельств.
Вот несколько общих рекомендаций, которые могут способствовать более мягкому прохождению кризисного периода:

Запрещая что — либо всегда создавайте альтернативное разрешение. Простым запретом вы можете провоцировать вспышки негативизма, давая же альтернативу, вы можете ослабить напряжение ситуации (Пример: Не нужно рисовать на своей руке — возьми вот этот альбом, Здесь нельзя шуметь — иди, поиграй в другой комнате).

Устанавливая запрет — вводите альтернативу. Давайте возможность выбора. Так вы реализуете стремление к самостоятельности и оно перестанет принимать деструктивные формы. Важно, давая возможность выбора не перегрузить ребенка этой возможностью. Давайте ребенку выбрать из двух-трех альтернатив, не выстраивайте перед ним частокол выборов, это слишком перегружает. То есть, давая выбор, ограничьте его жесткими рамками.

Возможные сферы для выбора, проявления самостоятельности:

  • выбор одежды;
  • украшение небольшого пространства абсолютно по своему вкусу (часть стены над игровым столом, пространство над кроватью, свою полку с игрушками). Не критикуйте выбранный вариант;
  • выбор времени для еды. Между основными приемами пищи, дети часто перекусывают. Можно оставлять в доступном для ребенка месте еду, которую вы считаете приемлемой и сообщить ему, что поскольку он теперь стал взрослее, он сам может выбирать время для перекусов и брать еду со специальной тарелки, когда захочет;
  • при покупке вещей можно доверять ребенку выбрать цвет аксессуаров (заколок, носков и проч.). Важно, давая самостоятельность в таких вопросах — не критиковать и не вмешиваться в выбор, даже если он неудачный.
  • дать маленькое домашнее дело. Например — самостоятельно убрать крошки со стола или что — то подобное. Элемент реального участия в делах семьи, хозяйстве сильно повышает самооценку ребенка и дает выход его стремлению к самостоятельности. Прежде чем определить какое дело вы отдадите ребенку, обсудите с ним, что из придуманного вами заранее списка (3-4 маленькие дела) было бы приятнее ему выполнять. Примеры дел: подмести маленький коврик, убирать тарелки со стола после еды, относить полотенца в корзину с грязным бельем, проверять выключен ли свет во всех комнатах перед выходом из дома всей семьи, снимать свое постельное белье для стирки. Важно отличать самостоятельное дело от того дела, которое ребенок помогает вам делать. Маленькое домашнее дело нужно часто менять, т.к. ребенок не способен к рутинным действиям, быстро меняет свои интересы.

Если вам и вашему ребенку требуется психологическая помощь, не откладывайте решение этого вопроса.

Семейный психолог
Филоненко Е.Н.

Приём по этому направлению ведут:

Жерехов Алексей Борисович
Жерехов
Алексей Борисович

Психотерапевт, психиатр

Сальникова Ирина Анатольевна
Сальникова
Ирина Анатольевна

Нейропсихолог, кандидат психологических наук

Злова Татьяна Павловна
Злова
Татьяна Павловна

Психиатр, психотерапевт, д.м.н., доцент

Мамаева Юлия Владимировна
Мамаева
Юлия Владимировна

Психотерапевт, психиатр