Отзывы клиентов ЦМЗ Альянс
Обратный звонок специалиста
Статистика работы Центра Альянс
Фотографии ЦМЗ Альянс

Социальные нарушения при аутизме

Говоря о раннем аутизме, специалисты не случайно ставят на первое место проблему социальных взаимодействий. Ведь именно это нарушение во многом определяет возможности аутиста в процессе обучения, обретения необходимых трудовых навыков и адаптации в обществе.

Первый год жизни

Диагноз «ранний аутизм» на первом году жизни, как правило, не ставится. Обычно родители понимают, что необычное поведение ребенка свидетельствовало о появлении симптомов аутизма, гораздо позже, уже после постановки диагноза.

Родители отмечают отсутствие контакта с ребенком: малыш не улыбается в ответ на улыбки окружающих, смотрит «сквозь родителей», ведет себя спокойно, оставаясь в одиночестве, и начинает кричать, когда кто-то пытается с ним контактировать. Кроме того, малыши с ранним аутизмом зачастую уделяют больше внимания неодушевленным предметам, а не близким людям.

К концу первого года можно заметить, что ребенок с ранним аутизмом не использует указательные жесты (не показывает пальцем на желаемый предмет), не обращает внимания на попытки привлечь его внимание к каким-то предметам.

Дошкольный возраст

Проблемы в социальном развитии становятся более заметными на 2-3 году жизни. В это время проявляются такие симптомы аутизма, как отсутствие заинтересованности в других людях, недостаток взаимности и стремление к одиночеству. Ребенок с ранним аутизмом не будет участвовать в групповых играх. Иногда дети с ранним аутизмом начинают кричать, оказавшись в компании сверстников, в других случаях — просто отходят в сторону.

Впрочем, симптомы аутизма не всегда бывают настолько ярко выраженными. Многие малыши, страдающие ранним аутизмом, общаются с людьми, когда им что-то нужно. А некоторые даже проявляют интерес к играм, контактам и другим взаимодействиям.

Вопреки распространенному мнению, непереносимость физических контактов вовсе не является обязательным симптомом аутизма. Многие дети, страдающие ранним аутизмом, с удовольствием контактируют на физическом уровне. Вместе с тем, небольшая часть людей с ранним аутизмом избегает любых физических контактов на протяжении всей жизни.

Школьный и подростковый возраст

С возрастом нередко наблюдаются положительные сдвиги в поведении детей, страдающих ранним аутизмом. Так, в возрасте 6-7 дети лет часто нормально относятся к социальным контактам. Однако, такой симптом аутизма, как недостаточная потребность в общении, как правило, остается неизменным.

В подростковом периоде у многих детей с ранним аутизмом часто наблюдается значительный прогресс в социальном развитии. Вместе с тем, примерно у 40% подростков симптомы аутизма проявляются более ярко, иногда наблюдается регресс до уровня, на котором больные находились в дошкольном возрасте. Такие подростки с ранним аутизмом отвергают других людей, становятся более холодными и замкнутыми. Иногда утрачиваются уже приобретенные речевые навыки. Типично незначительное обострение некоторых симптомов аутизма (стереотипности движений, нанесения аутоповреждений и гиперактивности).

Взрослые

По мере взросления люди, страдающие ранним аутизмом, все более четко делятся на три группы:

  • Уединенные. Такие люди с ранним аутизмом активно избегают общения, предпочитают находиться в одиночестве, отказываются выходить из своей комнаты.
  • Активные, но странные. Такие больные с ранним аутизмом активно пытаются наладить контакт с другими людьми, однако терпят неудачу, поскольку делают это непривычными, не принятыми в обществе способами. Симптомы аутизма становятся более заметными при попытке общения. Окружающие в первую очередь обращают внимание на странности в поведении, не понимая аутиста и не замечая его стремления установить контакт, поэтому подобные попытки обычно заканчиваются неудачей.
  • Пассивные и дружелюбные. Такие люди с ранним аутизмом пассивно принимают общество других людей. При этом симптомы аутизма часто остаются незамеченными либо не привлекают к себе особого внимания. Представители данной группы нередко более или менее успешно существуют в обществе, однако при повышении уровня стресса или резком изменении жизненного распорядка симптомы аутизма у них могут стать более выраженными.

Приём по этому направлению ведут:

Злова Татьяна Павловна
Злова
Татьяна Павловна

Психиатр, психотерапевт, д.м.н., доцент

Жерехов Алексей Борисович
Жерехов
Алексей Борисович

Психотерапевт, психиатр

Мамаева Юлия Владимировна
Мамаева
Юлия Владимировна

Психотерапевт, психиатр

Сальникова Ирина Анатольевна
Сальникова
Ирина Анатольевна

Нейропсихолог, кандидат психологических наук