Отзывы клиентов ЦМЗ Альянс
Обратный звонок специалиста
Статистика работы Центра Альянс
Фотографии ЦМЗ Альянс

Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм — тяжелое расстройство, которое характеризуется, прежде всего, нарушением способности к общению и продуктивному взаимодействию с другими людьми, а также жесткой стереотипностью действий.

Уровень интеллекта при детском аутизме может быть любым. Возможна как тяжелая умственная отсталость, так и нормальный и даже высокий интеллект. Иногда (в 0,5-10% случаев) люди, страдающие ранним аутизмом, проявляют выдающиеся способности или одаренность в какой-то узкой области.

Часть детей, страдающих ранним аутизмом, не разговаривает. У них наблюдаются эмоциональные нарушения, проблемы с вниманием и восприятием. Большинство людей с детским аутизмом имеет инвалидность.

Причины детского аутизма

Установлено, что определенную роль в развитии раннего аутизма играют гены, которые отвечают за образование синаптических связей. Однако сегодня точно неизвестно, чем именно вызывается детский аутизм: редкими мутациями или неблагоприятным сочетанием нескольких генов.

Существуют также теории, объясняющие развитие раннего аутизма некоторыми болезнями обмена веществ, окружением, условиями жизни и т.д., однако научного подтверждения этим гипотезам пока не найдено.

Симптомы детского аутизма

Диагноз ранний аутизм (детский аутизм) выставляется при наличии трех обязательных признаков:

  • Четко выявляемый недостаток социальных взаимодействий.
  • Ограниченное или повторяющееся поведение, ограниченность интересов.
  • Нарушение коммуникации между больным и окружающими.

Детский аутизм: коммуникации и социальные взаимодействия

Как правило, родители не замечают каких-то отклонений в поведении, пока ребенку не исполнится 2-3 года. В этот период становится очевидным, что малыш отличается от сверстников. Он не разговаривает или начинает говорить позже обычного. Страдает и качество речи. Отмечается склонность к эхолалии (повторению слов и фраз за окружающими). Дети с ранним аутизмом поздно начинают строить фразы, предпочитая говорить отдельными словами.

Ребенок с детским аутизмом плохо контактирует с окружающими миром не только на речевом, но и на эмоциональном уровне. Он не понимает жестов и выражений лиц окружающих, не реагирует на их эмоции, не склонен к имитации чужого поведения. Создается такое впечатление, что для малыша с ранним аутизмом неодушевленные предметы и строго регламентированные ежедневные ритуалы гораздо важнее контакта с близкими.

Детский аутизм: нарушения поведения

У больных с ранним аутизмом наблюдаются следующие характерные нарушения поведения:

  • Ограниченное поведение. Малыш с детским аутизмом не замечает окружающего, фокусируя все свое внимание на какой-то игрушке, неигровом предмете, телевизионной передаче и т.д.
  • Компульсивное поведение. Ребенок располагает предметы одним и тем же, строго определенным образом.
  • Стереотипные движения. Больной ранним аутизмом совершает одни и те же бесцельные движения: раскачивается, крутит головой, машет руками.
  • Ритуальное поведение. Малыш выполняет одни и те же повседневные действия в одном и том же порядке и в одно и то же время (соглашается есть только одну и ту же пищу, определенным образом одевает одну и ту же одежду и т.д.).
  • Сопротивление переменам. Попытки изменить устоявшийся порядок вызывают резкое противодействие. Например, больной с детским аутизмом может начать кричать из-за того, что передвинули стол, переложили с места на место какой-то предмет.

Другие симптомы раннего аутизма

Примерно у 30% пациентов с детским аутизмом наблюдаются приступы аутоагрессии (попытки причинить себе вред), у большинства больных возникают частые и тяжелые вспышки гнева. Многие дети (в том числе и с нормальным уровнем интеллекта) имеют проблемы с обучением и испытывают трудности с концентрацией внимания.
25% пациентов страдает от припадков. У 60-70% выявляются нарушения пищевого поведения (отказ от еды, стремление есть одну и ту же пищу и т.д.).Часто дети с ранним аутизмом испытывают проблем со сном. Они плохо засыпают и часто просыпаются.

Лечение и реабилитация при детском аутизме

Полное излечение невозможно. Основная цель врачей, родителей и педагогов — по возможности компенсировать имеющиеся нарушения, научить больного общаться, обслуживать себя и т.д.

Приём по этому направлению ведут:

Тарасова Татьяна Павловна
Тарасова
Татьяна Павловна

Психиатр, психотерапевт, д.м.н., доцент

Жерехов Алексей Борисович
Жерехов
Алексей Борисович

Психотерапевт, психиатр

Мамаева Юлия Владимировна
Мамаева
Юлия Владимировна

Психотерапевт, психиатр