Отзывы клиентов ЦМЗ Альянс
Обратный звонок специалиста
Статистика работы Центра Альянс
Фотографии ЦМЗ Альянс

Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм — тяжелое расстройство, которое характеризуется, прежде всего, нарушением способности к общению и продуктивному взаимодействию с другими людьми, а также жесткой стереотипностью действий.

Уровень интеллекта при детском аутизме может быть любым. Возможна как тяжелая умственная отсталость, так и нормальный и даже высокий интеллект. Иногда (в 0,5-10% случаев) люди, страдающие ранним аутизмом, проявляют выдающиеся способности или одаренность в какой-то узкой области.

Часть детей, страдающих ранним аутизмом, не разговаривает. У них наблюдаются эмоциональные нарушения, проблемы с вниманием и восприятием. Большинство людей с детским аутизмом имеет инвалидность.

Причины детского аутизма

Установлено, что определенную роль в развитии раннего аутизма играют гены, которые отвечают за образование синаптических связей. Однако сегодня точно неизвестно, чем именно вызывается детский аутизм: редкими мутациями или неблагоприятным сочетанием нескольких генов.

Существуют также теории, объясняющие развитие раннего аутизма некоторыми болезнями обмена веществ, окружением, условиями жизни и т.д., однако научного подтверждения этим гипотезам пока не найдено.

Симптомы детского аутизма

Диагноз ранний аутизм (детский аутизм) выставляется при наличии трех обязательных признаков:

  • Четко выявляемый недостаток социальных взаимодействий.
  • Ограниченное или повторяющееся поведение, ограниченность интересов.
  • Нарушение коммуникации между больным и окружающими.

Детский аутизм: коммуникации и социальные взаимодействия

Как правило, родители не замечают каких-то отклонений в поведении, пока ребенку не исполнится 2-3 года. В этот период становится очевидным, что малыш отличается от сверстников. Он не разговаривает или начинает говорить позже обычного. Страдает и качество речи. Отмечается склонность к эхолалии (повторению слов и фраз за окружающими). Дети с ранним аутизмом поздно начинают строить фразы, предпочитая говорить отдельными словами.

Ребенок с детским аутизмом плохо контактирует с окружающими миром не только на речевом, но и на эмоциональном уровне. Он не понимает жестов и выражений лиц окружающих, не реагирует на их эмоции, не склонен к имитации чужого поведения. Создается такое впечатление, что для малыша с ранним аутизмом неодушевленные предметы и строго регламентированные ежедневные ритуалы гораздо важнее контакта с близкими.

Детский аутизм: нарушения поведения

У больных с ранним аутизмом наблюдаются следующие характерные нарушения поведения:

  • Ограниченное поведение. Малыш с детским аутизмом не замечает окружающего, фокусируя все свое внимание на какой-то игрушке, неигровом предмете, телевизионной передаче и т.д.
  • Компульсивное поведение. Ребенок располагает предметы одним и тем же, строго определенным образом.
  • Стереотипные движения. Больной ранним аутизмом совершает одни и те же бесцельные движения: раскачивается, крутит головой, машет руками.
  • Ритуальное поведение. Малыш выполняет одни и те же повседневные действия в одном и том же порядке и в одно и то же время (соглашается есть только одну и ту же пищу, определенным образом одевает одну и ту же одежду и т.д.).
  • Сопротивление переменам. Попытки изменить устоявшийся порядок вызывают резкое противодействие. Например, больной с детским аутизмом может начать кричать из-за того, что передвинули стол, переложили с места на место какой-то предмет.

Другие симптомы раннего аутизма

Примерно у 30% пациентов с детским аутизмом наблюдаются приступы аутоагрессии (попытки причинить себе вред), у большинства больных возникают частые и тяжелые вспышки гнева. Многие дети (в том числе и с нормальным уровнем интеллекта) имеют проблемы с обучением и испытывают трудности с концентрацией внимания.
25% пациентов страдает от припадков. У 60-70% выявляются нарушения пищевого поведения (отказ от еды, стремление есть одну и ту же пищу и т.д.).Часто дети с ранним аутизмом испытывают проблем со сном. Они плохо засыпают и часто просыпаются.

Лечение и реабилитация при детском аутизме

Полное излечение невозможно. Основная цель врачей, родителей и педагогов — по возможности компенсировать имеющиеся нарушения, научить больного общаться, обслуживать себя и т.д.

Приём по этому направлению ведут:

Злова Татьяна Павловна
Злова
Татьяна Павловна

Психиатр, психотерапевт, д.м.н., доцент

Жерехов Алексей Борисович
Жерехов
Алексей Борисович

Психотерапевт, психиатр

Мамаева Юлия Владимировна
Мамаева
Юлия Владимировна

Психотерапевт, психиатр

Носова Юлия Андреевна
Носова
Юлия Андреевна

ABA-терапевт, логопед-дефектолог