Отзывы клиентов ЦМЗ Альянс
Обратный звонок специалиста
Статистика работы Центра Альянс
Фотографии ЦМЗ Альянс

Реабилитационная программа пациентов с различными проявлениями психоорганического синдрома

Мы не утратили веру, но перенесли ее с Бога на медицину.
Джордж Бернард Шоу

Психоорганический синдром представляет собой симптомокомплекс, классически характеризующийся тремя нарушениями психики:

  • ослаблением памяти,
  • снижением интеллекта,
  • расстройствами эмоциональной сферы.

Данное сочетание, одновременно наблюдаемых нарушений, именуется триадой Вальтер-Бюеля.

Клинические проявления

Нарушения памяти

При психоорганическом синдроме мнестические расстройства являются ведущей характеристикой симптомокомплекса, при этом в основном страдает память на текущие события (фиксационная память), что значительно снижает адаптацию пациента в обыденной жизни. Запоминание и фиксация свежего опыта ослабевают, нарушается хронологическая ориентировка, и в первую очередь способность датировать события; снижаются продуктивность, переключаемость и уровень мыслительной деятельности (больные с трудом более или менее долго поддерживают определенный уровень внимания, ослабевает способность сосредоточиваться).

Нарушения интеллекта

Страдает сама структура восприятия окружающего мира — пациент становится неспособен к восприятию ситуации в целом, выхватывая из общей картины лишь частные аспекты. У больных уменьшается объем и четкость восприятия, представления и понятия оскудевают. Больные становятся бестолковыми, обнаруживают слабость суждений, нарушения адаптации. Отмечаются ригидность (тугоподвижность) и обстоятельность мышления, склонность к «рассуждательству».

Сужение круга интересов вынуждает пациента отказываться от попыток осмысления сложных ситуаций; происходит постепенное обеднение представлений, у пациента редуцируются т.н. «тонкие» эмоции (такие, как чувство долга, эмоциональная адекватность, теплота по отношению к близким и проч.), что приводит к эмоциональному равнодушию, периодически прерываемому эмоциональными «вспышками». Развивающиеся личностные изменения во многом напоминают те, которые наблюдаются в начальном периоде старческого слабоумия: нарастание огрубения личности, эгоцентризм, преобладание отрешенности, мрачно-угрюмо-раздраженного настроения и недовольно-неприязненного отношения к окружающим. Критическое отношение больных к своему состоянию часто полностью отсутствует, но порой оно в некоторой степени сохраняется.

При отсутствии адекватного лечения инвалидизация наступает довольно скоро, в результате чего при выраженном поражении интеллектуальной сферы пациент становится зависимым от постоянной помощи в специализированных медицинских учреждениях.

Расстройства эмоциональной сферы

У больных с психоорганическим синдромом легко возникают реактивные, неврозоподобные расстройства: депрессивные и тревожно-депрессивные реакции, ипохондрические и фобические симптомы, страхи, в том числе страх смерти или боязнь инсульта, повышенная фиксация на имеющихся расстройствах и т.п.

Диапазон аффективных расстройств вариабелен: характерны эйфория (состояние неадекватно «приподнятого» благодушного настроения), дисфория (настроение с тоскливо-раздражительным оттенком), дистимия (настроение с тенденцией к кратковременному снижению).

Неврологические проявления

Для больных с психоорганическим синдромом характерны жалобы на:

  • головокружение (возникающее приступообразно, часто при перемене положения тела),
  • шум в ушах (обычно ритмический, меняющийся в интенсивности),
  • головные боли (то сильные, часто утренние боли, особенно в затылочной области, то ощущение «тяжелой», «неясной» головы),
  • парестезии (чаще в лице, иногда доходящие до невралгических болей),
  • нарушения сна (укороченный сон, частое пробуждение с невозможностью снова заснуть, отсутствие чувства свежести после сна),
  • слабость, утомляемость и повышенную истощаемость,
  • непереносимость шума и жары, слезливость.

Описанные общие изменения психической деятельности часто сочетаются с очаговыми церебральными (неврологическими) расстройствами:

  • афазия (нарушение речи),
  • агнозия (нарушение функции узнавания и понимания предметов и явлений),
  • парезы и параличи (ограничение объема и силы движений в конечностях).
Вышеуказанные психические и неврологические расстройства обуславливают необходимость обязательного участия в реабилитационном процессе специалистов «узкого» направления: психиатра, невролога, психотерапевта.

Занятия с психотерапевтом позволяют добиться значительного улучшения в виде оздоровления как самого пациента, так и его микросоциального окружения (семьи, близких). Прохождение курса занятий с психотерапевтом способствует обучению пациента системе лечебного воздействия на организм посредством собственной психики. Описываемая деятельность направлена на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных и т.д.). Благодаря установлению доверительного контакта между специалистом-психотерапевтом и его семьей (в т.ч. путем бесед и обсуждений), применению разнообразных когнитивных, поведенческих методик, происходит глубокая интеграция психотерапии в программу реабилитации.

Проведение курсовых индивидуальных занятий с кинестезиологом позволяет в конечном итоге добиться расширения объема движений (за счет снижения спастичности — тугоподвижности, возникающей в результате бездействия конечностей), что помогает пациенту улучшить привычные навыки самообслуживания и повысить мотивацию к выздоровлению.

Кинестезиология по своей сути является наукой о движении человека, поэтому специалисты данной области располагают знаниями о силе, центрах тяжести тела в целом и частей тела в отдельности, об анатомических рычагах, линиях действия мышечной силы, о функциональной классификации мышц, о позах и фазах движения.

Зачастую у пожилых пациентов с психоорганическим синдромом, кроме контрактур суставов отмечаются сопутствующие расстройства — повышенная масса тела, связанная с малоподвижностью, боли в спине, наличие эндопротезов. Специалист-кинестезиолог благодаря применению программы активной физической реабилитации, учитывающей причины патологии, возраст пациента, сопутствующие хронические заболевания, способствует физической активизации пациента, снижению массы тела, укреплению мышечного корсета позвоночника, безопасному расширению объема движений в суставах.

Нарушения речи в виде различного рода афазий требуют участия в комплексе реабилитационных мероприятий логопеда (афазиолога), который в последующем реализует индивидуальную программу восстановления речи в зависимости от варианта поражения. Актуальность логопедического участия обусловлена значительной инвалидизацией пациента в случае развития речевого дефекта, который резко снижает адаптацию в социуме, делая его беспомощным вследствие ограничения коммуникативных функций.

Занятия с логопедом-афазиологом направлены на предоставление помощи пациентам, страдающим не только нарушениями речи (афазией, дизартрией, дислалией), но и нарушениями функции глотания (например, после перенесенного инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства). Обучение самого пациента реабилитационной методике, а также применение родственниками советов, полученных от логопеда, позволяют проводить эффективные восстановительные мероприятия, направленные на улучшение речи и оказание психологической поддержки.

Неотъемлемым компонентом команды является нейропсихолог — специалист, в задачи которого входит:

  • детальное уточнение, какие из функций нервной системы пострадали в результате развития болезни, на основании чего предполагается топический диагноз (определение места поражения нервной системы);
  • второй вариант работы тесно связан с первым — это восстановительное обучение. Нейропсихологи проводят анализ, выясняя структуру дефекта и в соответствии с этим выстраивают методы работы, помогающие пациенту преодолеть его дефект. Данная методика является традиционной областью применения нейропсихологии.

Точность диагноза при применении нейропсихологического подхода подтверждается данными электроэнцефалографического исследования (ЭЭГ), которые соотносятся с результатами функционального анализа. Второй источник верификации (подтверждения) — применение других неинвазивных методов (т.е. методов, не нарушающих целостности мозга), опираясь на принципы системного строения мозга и его функций, на принцип динамической локализации психических функций.

Совокупность применения указанных методов дает предпосылки для формирования программы успешного коррекционного обучения, направленного на восстановление утраченных функций.

Классификационные подходы

По типу течения психоорганический синдром подразделяется на острый и хронический. Первый возникает внезапно, часто после перенесенной травмы головы или инсульта, или же интоксикации (передозировка наркотиков и др.). При этом в зависимости от локализации поражения наряду с вышеописанными проявлениями могут обнаруживаться: полная потеря побуждений, отсутствие инициативы, адинамия (снижение двигательной активности), апатия (снижение уровня побуждений), или же полярные расстройства — повышение влечений, аморальные поступки, потеря критики, аффективная возбудимость. Симптоматика острого варианта может продолжаться дни и недели, реже дольше.

Хронический вариант может являться следствием перехода в хроническое течение рецидивирующей (повторяющейся, возникающей снова и снова) формы, которая сама по себе может возникать в результате недостаточной компенсации после имевшего место острого поражения. Вышеописанные психоневрологические расстройства прогрессируют и приводят к необратимому органическому дефекту.

При этом рецидивирующая форма характеризуется возможностью возникновения после даже единичного эпизода, имеет волнообразное течение, в рамках которого наблюдается чередование периодов нестойкого восстановления психического здоровья и периодов обострения патологии. Чаще всего развитие интермиттирующей (волноообразной) формы обусловлено неадекватностью ранее проводившегося или отсутствием лечения вовсе, отсутствием динамического контроля со стороны каждого из специалистов, вовлеченных в процесс лечения: невролога, психиатра, психотерапевта, нейропсихолога, логопеда, кинестезиолога и т.д.

Таким образом, многими учеными в очередной раз подчеркивается важность комплексного подхода к лечению и реабилитационным мероприятиям, а также необходимость проведения периодического курсового лечения (не менее 2 раз в год) с целью предотвращения стойкого общего обеднения психики и редукции неврологических осложнений.