Отзывы клиентов ЦМЗ Альянс
Обратный звонок специалиста
Статистика работы Центра Альянс
Фотографии ЦМЗ Альянс

Сухарев Александр Владимирович

Доктор психологических наук (с 1999 г.), профессор (с 2007 г. по кафедре общей и возрастной психологии).

Тема докторской диссертации посвящена новой методологии в науке: «Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека». Основное применение данная методология имеет в медицинской психологии, психотерапии (онкопсихология, аффективная патология, детская психотерапия, наркология и др.) и педагогической психологии (психопрофилактика).

Ведущий научный сотрудник Института психологии РАН, директор Центра этнофункциональных исследований, декан факультета психологии Государственной академии славянской культуры.

22 года работал в Психологическом Институте Российской Академии Образования, с 2006 — в Институте Психологии Российской Академии Наук (лаборатория исторической психологии и истории психологии).

С 1999 г. по настоящее время руководитель Отделения этнофункциональных проблем в Академии геополитических проблем.

С 2001 г. по настоящее время — декан факультета психологии (специализация — клиническая психология) Государственной академии славянской культуры.

С 2003 г. директор Центра этнофункциональных исследований при Государственной академии славянской культуры.

С 2006 г. по настоящее время — зав. кафедрой этнопсихологии Московского психолого-социального института.

Награжден медалью Г.И. Челпанова 2 степени «За развитие психолгической науки» (ПИ РАО). Кавалер ордена Комитета по наградам и премиям ООН «За выдающиеся заслуги перед народами». 

В общей сложности один год стажировался в Ленинградском ГИДУВе по клинической психологии и психотерапии. Опыт работы с Роршах-тестом — 31 год.

По кандидатской диссертации (1987 г.) — специалист по профконсультации. По докторской (тема: Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека) — специалист по общей психологии, клинической психологии и психотерапии; а также этнопсихологии, кросскультурной психологии и психотерапии.

Автор этнофункциональной методологии в психологии и психотерапии. Основная монография: Этнофункциональная парадигма в психологии. М.: Издательство Институт психологии РАН, 2008.

Имеет 104 научных публикации, из них — три монографии и одно изобретение (международный патент — «Способ прогнозирования эффективности лечения депрессий трициклическими антидепрессантами»). Основная монография: «Этнофункциональная парадигма в психологии».

Основные научные интересы лежат в следующих областях — клиническая психология, психология развития, психология образования, этнопсихология, психотерапия.

Является автором т.н. этнофункционального методологического подхода в психологии, который успешно разрабатывает уже в течение 18 лет. Ежегодно выступает с докладами по этой тематике на Ученых советах Психологического института РАО, Института психологии РАН и др.

Под руководством А.В. Сухарева защищено 7 диссертационных исследований.

В настоящий момент под руководством А.В. Сухарева осуществляется разработка психологических основ этнофункциональной концепции образования и методики психотерапии психических и психосоматических расстройств в области аффективной патологии, задержек психического развития и аффективно-поведенческих расстройств у детей, а также в детской онкологии. Реализация и внедрение этнофункциональной концепции образования успешно осуществляется с 2001 г. в ГАСК (на основе госстандартов) в рамках инновационной программы Министерства образования и науки.

Одним из важных аспектов концепции является включение в учебный план психологического факультета таких гуманитарных дисциплин как древнегреческий язык и античность, старославянский язык, латинский язык, древнерусская литература, русский фольклор и др.

Автор методики этнофункциональной психотерапии, разрабатываемой им уже в течение 16 лет и успешно апробированной в различных областях клиники — онкопсихологии, детской психологии и психиатрии, аффективной психологии и др.

Программа работы с детьми, болеющими онкологическими заболеваниями включает:

1. Комплексную психотерапию различного рода онкологических заболеваний у детей в возрасте 7-12 лет. Цикл состоит из 12 групповых или индивидуальных занятий 2-3 раза в неделю.
2. Одновременно проводится специализированная системная психотерапия — работа со значимыми для ребенка лицами.
Основное показание для проведения занятий — желание родителей. Перед началом цикла осуществляется предварительная семейная диагностика — самого ребенка и значимых лиц (родителей, опекунов и т.п.).

В результате проведения цикла занятий у детей многократно увеличивается период ремиссии основного (онкологического)заболевания, увеличивается вероятность полного излечения. Кроме того, происходят позитивные изменения во взаимоотношениях в семье страдающего ребенка, а также, в ряде случаев — улучшение эмоционального состояния у близких ребенку людей.

Апробация данной методики психотерапии при онкологических заболеваниях осуществлялась на базе Московского областного детского онкологического диспансера. Возраст детей, с которыми проводилась психотерапия — от 7 до 12 лет. Необходимая работа проводится и с родителями и значимыми для детей лицами. Клиническое исследование показало, что данная методика, применяемая в совокупности с биологическими методами лечения способствует очень существенному увеличению периодов ремиссий или выздоровлению пациентов с различными онкологическими заболеваниями. Результаты апробации методики представлены в ведущих и других научных изданиях, в частности, в журнале «Вопросы психологии», № 3, 2004. С. 37-51.